Профессор В.Палей
Банда
Басмачи
|
Памир
Нам надо было идти на Памир, и мы послали в Алай киргизов с поручением передать всем, чтобы нас не боялись, потому что хотя мы и идем с отрядом, но намерения у нас мирные и никого из бывших басмачей карать мы не собираемся...
ОРГАНИЗАЦИЯ ТКЭ Но прежде чём
приступить к описанию двух моих первых памирских путешествий, в которых было много событий, необычных и неожиданных,
я расскажу о том, как была организована ТКЭ.
К началу полевой работы
была создана и третья исходная база, в городе ПендЖйкенте
— для отрядов, направлявшихся в Кухистан — е верховья
Зеравшана, на Ягноб, в ущелья Туркестанского, ГиссарскоГО и Зеравшанского хребтов. Здесь вся организационная работа была поручена местному
гидрометеорологическому комитету.
Кроме
этих исходных баз, было организовано Множество полевых баз в горных кишлаках, На пограничных заставах, а иногда и
просто в безлюдных местах у пастбищных площадок и у берегов рек. Сюда
заблаговременно забрасывались мука, фураж, рис и другие тяжелые грузы.
К Маю
важнейшая часть всей организационной работы в Москве" и на базах была
закончена; Последний месяц...
В специальном
постановлении Совнаркома СССР о Таджикской комплексной экспедиции,
признававшем за экспедицией всесоюзное
значение и устанавливавшем основные направления ее работы, был пункт,
которым Управление автомобильной
промышленности обязывалось выделить экспедиции шесть полуторатонных
автомашин.
Мысли об автомобильном
транспорте мучили нас перед тем долгое время. Можно или нет организовать на
Памире автомобильные перевозки? Единственный автомобильный тракт Ош — Хорог еще только начинал строиться.
Некоторые специалисты утверждали, что попытка пустить на Памир — на высокогорный Памир — автомобили, в лучшем
случае, легкомысленна; что все машины, бесспорно, будут погублены и
вообще не дойдут до Памира, потому что разве мыслимо
одолеть огромные памирские перевалы, бешеные памирские реки, узкие каменистые ущелья и многие другие
препятствия?
Первое
время руководство экспедиции колебалось. Геолог Юдин и я были, однако, ярыми
сторонниками участия в экспедиции
автомобильного транспорта. У нас были веские основания. В 1931 году мы вышли
из Оша на Памир вместе с караваном Памирского
погранотряда, которому тогда предстояло поставить на Памире заставы там, где
их прежде не было, и закрыть государственную границу. Начальник Памирского погранотряда, приняв поданную нами идею,
рискнул взять на Памир две грузовые автомашины. Решили, что они пойдут самоходом до тех пор, пока неодолимые препятствия
не заставят разобрать машины и погрузить их на верблюдов. Превосходные водители Гончаров и Стасевич
— рядовые андижанские шоферы — сговорились между собой, что ни при каких
обстоятельствах не допустят разборки машин. Автомобили шли впереди каравана и
дожидались его на ночлегах. Препятствий было
великое множество, и об этом походе дальше, в этой книге, я расскажу
подробнее. 14 июля 1931 года обе машины в целости и исправности, самоходом
пришли в Мургаб — впервые в истории Памира. Я присутствовал при великолепной,
торжественной встрече, которая была организована населением Восточного Памира.
Оба автомобиля остались здесь и успешно работали на Памире все лето и осень до
закрытия перевалов.
Об этом мало кто знал.
Газеты сообщили об этом в кратких заметках. А дело это было огромной важности.
Юдин и я наблюдали весь
поход тех двух машин, в отдельных местах сами оказывались их пассажирами и
потому были убеждены в том, что и в наступившем году автомобили нашей
экспедиции будут работать не хуже. Нам удалось настоять на своем, хлопоты, как
и следовало ожидать, увенчались успехом. Мы получили с Горьковского завода
шесть новеньких полуторатонных машин с запасными частями, с .солидными
нарядами на горючее. Лучшие автомобилисты Москвы добивались чести стать
водителями этих машин.
|