Профессор В.Палей
Банда
Басмачи
|
Памир
Нам надо было идти на Памир, и мы послали в Алай киргизов с поручением передать всем, чтобы нас не боялись, потому что хотя мы и идем с отрядом, но намерения у нас мирные и никого из бывших басмачей карать мы не собираемся...
ОРГАНИЗАЦИЯ ТКЭ Но прежде чём
приступить к описанию двух моих первых памирских путешествий, в которых было много событий, необычных и неожиданных,
я расскажу о том, как была организована ТКЭ.
бежных
империалистов. Нам следует быть начеку. Поэтому для охраны экспедиции
дается несколько взводов пограничников, а сама экспедиция военизируется: все
сотрудники получают оружие. В ошской базе под руководством командиров Красной Армии проводятся учения. В лагере соблюдается
воинская дисциплина. Установлены постоянные ночные дежурства.
Однажды
утром, в середине июня, телефон сообщает о прибытии в Ош нашей автоколонны.
Весть облетает палатки, люди спешат из палаток на улицу, нетерпеливо расхаживают по аллее гигантских тополей. Вдали, между тополями,
показывается облако пыли.
— Идут!.. Идут!..
Автоколонна
быстро к нам приближается. Все шесть автомобилей
движутся плавно, как эскадра, один за другим, с равными интервалами. На первой
машине развевается большой красный флаг. С
протяжным, торжественным ревом сигналов эскадра автомобилей подходит к
нам полным ходом; соблюдая те же интервалы, замедляет ход, разворачивается и
стопорит, тщательно выровнявшись по фронту. Гудки смолкают разом, и
встречающие, не сговариваясь, кричат: «Ура!»
На
кузове каждой машины, внутри большого белого круга, крупными буквами сверкает
обозначение: «ТКЭ», и стоит порядковый номер. Из машины № 1
выходит в элегантном белом костюме
начальник автоколонны — Г. Н. Соколов, в далеком прошлом — летчик, в недавнем — участник Памирской
экспедиции 1928 года, ловец диких зверей, отправлявший их в Зоологический сад Москвы. Все водители выстраиваются, каждый перед своей машиной. Каждый — в синей, новенькой, с
иголочки, тщательно выутюженной спецовке. Г. Н. Соколов берет под
козырек и отчетливо рапортует о прибытии автоколонны ТКЭ из Москвы. Только сегодня утром машины выгрузились
с железнодорожных платформ.
Ошские жители толпятся вокруг, с любопытством разглядывая новенькие, безукоризненно
чистые машины и удивляясь этому неожиданному параду. Ошские шоферы —
водители старых, тарахтящих «гробов»,
грязные, как и их машины, сбежались сюда и обсуждают происшествие с деланой насмешливостью и плохо скрываемой завистью:
—
Гляди, какие приехали! Фасон развели: москвичи!.. По асфальтам привыкли
кататься!.. А только посмотрим на их физиономии
примерно через неделю... Все машины погробят, все под
обрывами будут валяться. Тогда увидим, какой у них парад будет. Это им не
Москва!
Ошские шоферы не знают, что автоколонну ТКЭ организовал московский совет Автодора, что водители выбраны из лучших московских шоферов; что чести завоевать автомобилем
;
Памир добивались в Москве многие гонщики и инженеры-автомобилисты. И мрачным предсказаниям ошских
водителей, как у показало будущее, не суждено было оправдаться: все шесть : машин работали на Памире превосходно, ни одна не имела
значительных аварий, две машины осенью
совершили поход Памир — Москва.
|