Профессор В.Палей


Банда


Басмачи

Памир

Нам надо было идти на Памир, и мы послали в Алай киргизов с поручением передать всем, чтобы нас не боялись, потому что хотя мы и идем с отрядом, но намерения у нас мирные и никого из бывших басмачей карать мы не собираемся...

links

ОРГАНИЗАЦИЯ ТКЭ Но прежде чём приступить к описанию двух моих первых памирских путешествий, в которых было много событий, не­обычных и неожиданных, я расскажу о том, как была орга­низована ТКЭ.

бежных империалистов. Нам следует быть начеку. Поэтому для охраны экспедиции дается несколько взводов пограничников, а сама экспедиция военизируется: все сотрудники получают оружие. В ошской базе под руководством командиров Красной Армии проводятся учения. В лагере соблюдается воинская дис­циплина. Установлены постоянные ночные дежурства.

Однажды утром, в середине июня, телефон сообщает о при­бытии в Ош нашей автоколонны. Весть облетает палатки, люди спешат из палаток на улицу, нетерпеливо расхаживают по аллее гигантских тополей. Вдали, между тополями, показывается облако пыли.

— Идут!.. Идут!..

Автоколонна быстро к нам приближается. Все шесть авто­мобилей движутся плавно, как эскадра, один за другим, с рав­ными интервалами. На первой машине развевается большой красный флаг. С протяжным, торжественным ревом сигналов эскадра автомобилей подходит к нам полным ходом; соблюдая те же интервалы, замедляет ход, разворачивается и стопо­рит, тщательно выровнявшись по фронту. Гудки смолкают ра­зом, и встречающие, не сговариваясь, кричат: «Ура!»

На кузове каждой машины, внутри большого белого круга, крупными буквами сверкает обозначение: «ТКЭ», и стоит по­рядковый номер. Из машины № 1 выходит в элегантном белом костюме начальник автоколонны — Г. Н. Соколов, в далеком прошлом — летчик, в недавнем — участник Памирской экспеди­ции 1928 года, ловец диких зверей, отправлявший их в Зоологи­ческий сад Москвы. Все водители выстраиваются, каждый пе­ред своей машиной. Каждый — в синей, новенькой, с иголочки, тщательно выутюженной спецовке. Г. Н. Соколов берет под козырек и отчетливо рапортует о прибытии автоколонны ТКЭ из Москвы. Только сегодня утром машины выгрузились с желез­нодорожных платформ.

Ошские жители толпятся вокруг, с любопытством разгляды­вая новенькие, безукоризненно чистые машины и удивляясь это­му неожиданному параду. Ошские шоферы — водители старых, тарахтящих «гробов», грязные, как и их машины, сбежались сюда и обсуждают происшествие с деланой насмешливостью и плохо скрываемой завистью:

— Гляди, какие приехали! Фасон развели: москвичи!.. По асфальтам привыкли кататься!.. А только посмотрим на их фи­зиономии примерно через неделю... Все машины погробят, все под обрывами будут валяться. Тогда увидим, какой у них па­рад будет. Это им не Москва!

Ошские шоферы не знают, что автоколонну ТКЭ организо­вал московский совет Автодора, что водители выбраны из луч­ших московских шоферов; что чести завоевать автомобилем

; Памир добивались в Москве многие гонщики и инженеры-авто­мобилисты. И мрачным предсказаниям ошских водителей, как у показало будущее, не суждено было оправдаться: все шесть : машин работали на Памире превосходно, ни одна не имела значительных аварий, две машины осенью совершили поход Памир — Москва.