Профессор В.Палей
Банда
Басмачи
|
Памир
Нам надо было идти на Памир, и мы послали в Алай киргизов с поручением передать всем, чтобы нас не боялись, потому что хотя мы и идем с отрядом, но намерения у нас мирные и никого из бывших басмачей карать мы не собираемся...
МЫ
ОТПРАВЛЯЕМСЯ НА ПАМИРВ Геологическом комитете. Год 1930-й
Отправляясь на Памир, я
знай, что советская власть уже проводит на Памире первые хозяйственные и
культурные мероприятия, уже оказывает всяческую помощь темному и отсталому
местному населению. Но мог ли я себе представить в том 1930 году, что спустя
всего лишь год мне в следующем моем путешествии придется наблюдать поход двух
первых в истории Памира автомашин и что еще через год Восточный Памир пересечет
первый автомобильный тракт? И что вскоре в селениях по рекам Памира возникнут
многие десятки школ, амбулаторий, кооперативов, клубов? Что в областном центре
— Хороге — появятся кинотеатр, кустарные фабрики, своя областная газета, а
затем и гидроэлектростанция, которая даст ток многим селениям в ущельях Гунта, Пянджа и Шах-Дары?
Мог ли я думать, что самолет будет совершать регулярные пассажирские рейсы
через высочайшие в Советском Союзе, обвешанные ледниками хребты? Ничего этого
не было в 1930 году, и тогда, изучая прошлое Памира, наблюдая настоящее, о его
будущем я мог только мечтать. И я понимал, как трудны и опасны были путешествия первых научных исследователей: Северцова, Грумм-Гржимайло,
Громбчевского, Ошанина и
других. Но, читая их дневники и отчеты, я не догадывался, что мне самому
предстоят столь неожиданные и необычные происшествия, какие не выпадали и на
долю тех пионеров русской науки на Памире, которыми я так увлекался. Описанию
этих происшествий и будут посвящены некоторые из глав моей книги. Все мои дни, с утра до глубокой ночи, я отдал
чтению геологических книг. Но времени было мало, и к моменту отъезда я-никак не мог похвалиться
знаниями. Кроме того, я не знал еще очень многого: я не знал,
какая разница между узбекским и киргизским
способами завьючивать лошадь, я не умел обращаться с эклиметром и
удивлялся, почему восток и запад в горном
компасе переменились местами? Неведомые мне геологические
термины: синклиналь, флексура, грабен и другие подобные им, казались мне
иногда непостижимою мудростью, и когда
вдруг на каком-нибудь повороте строки их смысл для меня неожиданно становился ясен, я убеждался, что
погружаться в специальные научные знания и весело и интересно, и жалел
только, что остается так мало времени до отъезда! Юдин был
по горло занят сметами, планами и расчетами. Мне
он поручил два основных дела: добыть все, что нужно для снаряжения и
экипировки экспедиции, и найти подходящего для путешествия топографа.
После долгих поисков
топограф нашелся. Гигантского роста юноша
— Юрий Владимирович Бойе — вошел в мою комнату.
Он был наивен, смешлив, разговорчив. С ним вместе я поехал к Юдину. Юдин решил, что во всем, кроме опытности, он
человек подходящий, ну, а опытность... она явится на Памире.
Второе дело было труднее.
В руках у меня был длинный список предметов, которые надлежало добыть. Палатки, вьючные ящики, геологические инструменты, седла, оружие,
посуду, одежду, фотоматериалы, рыболовные и охотничьи принадлежности, железные
«кошки» для хождения по ледяным склонам, консервированные и сухие продукты,
географические карты, и мало ли что еще? Продовольствия нужно было
купить ровно столько, чтоб обеспечить себя на четыре месяца, — ведь, кроме мяса
и кислого молока, на самом Памире мы решительно ничего не найдем. Я рыскал по
всему Ленинграду. Я избегал десятки магазинов, складов, снабженческих баз,
учреждений и, наконец, достал почти все, что было обозначено в моем тщательно
составленном списке. Все приобретенное было зашито в мешки, упаковано в ящики и
отправлено на вокзал.
18 апреля 1930 года,
обвешанные биноклями, полевыми сумками,
фотоаппаратами, альтиметрами и всем, чем особенно дорожили, усталые от
хлопот, полные радостных размышлений о будущем, мы — Юдин, Бойе
и я — сели в поезд с билетами до Ташкента.
Из Ташкента нам предстояло проехать по железной дороге в Андижан, а
оттуда на автомобиле в Ош.
|