Профессор В.Палей
Банда
Басмачи
|
Памир
Нам надо было идти на Памир, и мы послали в Алай киргизов с поручением передать всем, чтобы нас не боялись, потому что хотя мы и идем с отрядом, но намерения у нас мирные и никого из бывших басмачей карать мы не собираемся...
МЫ
ОТПРАВЛЯЕМСЯ НА ПАМИРВ Геологическом комитете. Год 1930-й
скающего повода
мальчугана. Лошадь попросту шутит с ним, но ему кажется, что само небо рушится
с грохотом на землю и что у него постепенно
отрываются руки, ноги и голова. Натешившись
его страхом, взмыленная лошадь, наконец, останавливается. Тогда
мальчишка, еще не успев зареветь благим матом,
слышит одобрительный смех собравшихся зрителей и, шмыгнув носом, всхлипнув
разок, в первый раз воспламеняется гордостью и с видом победителя ведет назад
иронически настроенную лошадь и, по
возможности незаметно, потирает, ушибленные места. С этого дня мальчуган
становится подмастерьем караван-ского цеха. С этого
дня он гордится своим общением с лошадьми. Лишь годам к восемнадцати
своей жизни он понимает, что все
приобретенные им познания дают ему право только подводить лошадей к вещам,
которые будут навьючены на лошадь взрослыми караванщиками.
В самом деле, ведь надо
одним глазом рассчитать груз так, чтобы он равномерно распределился на оба
бока; надо без всяких весов подобрать мешки
так, чтобы каждая половина вьюка весила
роено три пуда, а если лошадь слаба, то надо при этом придать обеим
половинам вид такой, чтобы каждая из них весила в глазах нанимателя каравана
ровно три пуда, хотя бы действительный их вес был в два раза меньше; надо положить груз на вьючное
седло так, чтобы, он не свалился от тряски в пути, чтобы он не набил животному бока, чтоб он не съехал на одну
сторону, не нарушил равновесия лошади; надо угадать, где именно всего удобней
для каждой лошади должен прийтись центр тяжести вьюка, где, с точки зрения
закона о неравноплечих рычагах, надо приспособить привьючки.
Кроме того, у каждой
лошади имеется свое собственное отношение к
грузу. Одна ненавидит квадратные ящики, предпочитая им узкие и
продолговатые, другая в клочья изорвет о
ближайшее дерево мешки с рисом, потому что ей не нравится тугое поскрипывание
риса в мешке, но ничего не имеет против мешков с мукой... Словом, только
к тридцати пяти—сорока годам караванщик научается с первого взгляда определять все
самые затаенные черты лошадиных характеров и узнает все премудрости
водительства караванов.
Поэтому нет каравана без
старшего караванщика — кара-ваибаши, что значит на
русском языке «глава каравана». Поэтому лучшие,
опытнейшие караванбаши славятся на всю Среднюю Азию.
Поэтому никогда не надо
ничего советовать караванбаши в его деле, если нет желанья испортить груз, загубить лошадей и прослыть навсегда невеждой и глупцом среди
всего племени караванщиков.
"Зато
честный и опытный караванбаши может провести караван
за тысячи километров по труднейшим горным тропинкам, по безводью и бездорожью, через гигантские перевалы, провести так, что к последнему дню путешествия
лошади будут веселы и резвы, и сыты
и можно будет гордиться их развитой мускулатурой, дыханием,
поставленным, как у певца, крепостью
копыт, надлежащей сухостью ног и отличным, спокойным нравом.
А
груз... Вы можете быть совершенно спокойны: ни грамма груза не убавится в караване, если только- по вашему приказа-
нию он не будет расходоваться в пути. Ни расписок, ни договоров не нужно. Узбеки-караванщики не любят бумаг.
Всякая
|